Положение о музее (мини-музее) дошкольного образовательного учреждения 1.Общие положения 1. При разработке данного Положения использованы следующие нормативно правовые документы: - закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, -приказ № 418 от 17.07.2008 «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее», - устав МБДОУ. 2. Музей МБДОУ – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. 3. Музей МБДОУ позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно- организованной развивающей образовательной среды. Это среда – не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артифактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников). 2. Цели и задачи музея (мини-музея) МБДОУ Цель: создание развивающей образовательной среды, как средство формирования разносторонней развитой личности воспитанника- социально активного россиянина. Задачи:- поиск, собирание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др.) в процессе совместной проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных представителей) и педагогов; - создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства общего и дополнительного образования; - интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики; - опытно-экспериментальная проверка содержания форм и методов деятельности музея МБДОУ, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка. 3. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея: работа с фондом музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции; - основные формы и методы деятельности: Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов; Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других; Просветительская ( образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.) Информационно-аналитическая деятельность музея включает –оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов, сайт музея; Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов. 4. Педагогические технологии, используемые в работе музея ( мини- музея) МБДОУ - технология проектного обучения; -технология учебно-исследовательского обучения; - технология личностно-ориентированного образования; - методика коллективной творческой деятельности. 5. Развитие музейной экспозиции 1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и пополнение их новыми предметами и экспонатами. 2. Формирование новых разделов мини-музея. 6. Научно-методическое, программное обеспечение 1. Создание силами педагогов МБДОУ методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и развлечений и т.д.). 2. Создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок педагогов, использования его фондов в образовательном процессе. 3. Использование возможностей музея МБДОУ в образовательной деятельности, обмен опытом. 4. Вовлечение воспитанников и их родителей (законных представителей) в деятельность музея через непосредственное участие в органах самоуправления в деятельности музея; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах по направлениям деятельности музея. 7. Управленческий компонент 1. Разработка распоряжений, касающихся деятельности музея; 2. Заключение договоров с другими общественными организациями (учреждениями науки, культуры, музеями) для осуществления научно- методического, краеведческого и творческого взаимодействия с целью оказания методической помощи. 3. Составление, согласование расписания занятий на базе музея. 4. Оснащение компьютерной, множительной, видео, аудиотехникой, канцтоварами и т.д. 5 Решение вопросов стимулирования труда методического персонала, воспитанников МБДОУ и их родителей (законных представителей), внесших вклад в результативность деятельности музея. 8. Ожидаемые результаты 1. Музей обеспечивает межпредметную интеграцию знаний; 2. Обеспечивает формирование предметных и межпредметных связей 3. Позволяет применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, планировать, проектировать, продуктивно действовать и принимать решения. 4. Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности. 5. Родители приобретают психолого-педагогические знания по разделам экспозиций, больше узнают о своем ребенке, улучшаются взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. 6. Повышается престиж МБДОУ в среде родителей. 9. Документация музея (мини-музея) 1. Каталоги наименований методического, практического материала по разделам экспозиций; 2. Журнал инвентаризации музейных предметов. 3. Книга-отзывов и предложений о работе музея Комментарии к положению о музее (мини-музее) Форма – мини-музей нашла широкое применение в практике работы МБДОУ (особенно на современном этапе при переходе на тематическое планирование). Работа по сбору экспонатов для мини-музея, их использование в образовательном процессе группы во многом расширяют возможности организации образовательной деятельности дошкольников. Не менее важно в процессе такой работы привлечь к взаимодействию педагогов разных групп и их воспитанников. Этому способствует организация экспозиций различной направленности, размещенных в возрастных группах, кабинетах (физкультурный зал, кабинет музыкального руководителя, холл, лестница и т.д.). Целью создания данных экспозиций является - взаимопосещения групп и проведения в них экскурсий хозяевами – педагогами и детьми Примерная тематика экспозиций и экскурсий по группам: 2-младшая группа «Игрушки-забавы», «Матрешка - веселая и умная игрушка», «Домашние питомцы» обзорная «Забавные игрушки одинаковые и разные», «Какие бывают игрушки?», «Кто живет у нас дома?», Средняя группа «История автомобилей» «Моя любимая кукла» «Сад, огород» Обзорная «Какие бывают куклы?» «Куклы мам и бабушек» «Куклы разных народов» Старшая группа «История часов» «История пуговиц» «Камни – недра Земли» «Собака – друг человека», «Собаки на службе человека», «Собаки – участники войны», «Собаки – поводыри». Подготовительная к школе группа : «Наш город», «Мы ими гордимся», «История вещей» (посуда, мебель, одежда, утюга, прялки и т.д.) «История часов», Обзорная «Декоративно- прикладное искусство России» «Дымка и Городец», « Хохлома и Гжель», «Виды часов» «От солнечных до электронных» Кабинет музыкального руководителя «Русские народные музыкальные инструменты» (костюмы, виды театров) Обобщающая «Русские народные музыкальные инструменты» Обзорная «Инструменты разные – мелодии русские» «Инструменты разные – мелодии русские» Холлы, лестницы Тематические экспозиции посвященные войне, космосу, дню Защитников Отечества, Дню матери, Дни книги и т.д.