1 1.Общие положения Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце» (далее - логопункт МАДОУ). Логопункт в МАДОУ организуется с целью оказания помощи посещающим МАДОУ воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи. Основными задачами логопункта являются: - коррекция звукопроизношения воспитанников МАДОУ; - развитие устной речи воспитанников МАДОУ; - профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний среди работников МАДОУ, родителей (законных представителей), воспитанников. Логопункт при МАДОУ открывается приказом заведующей на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи, при наличии на начало года 15-20 детей с нарушением в развитии устной речи на 1,0 ставку учителя-логопеда. Недельная нагрузка учителя-логопеда работы на логопункте составляет 20 час, из которых 16 час отводится на непосредственную коррекционноречевую работу с детьми, а 4 час на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом МАДОУ и родителями. В логопункт зачисляются дети МАДОУ, имеющие фонетикофонематическое и фонематическое недоразвитие речи, недостатки произношения – изолированный фонетический дефект. Деятельность логопункта регламентируется Уставом МАДОУ, настоящим Положением в соответствии с Законом РФ «Об образовании», другими нормативными документами. В настоящем Положении изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта МАДОУ, гарантированные возможности для получения логопедической помощи детям, имеющим речевую патологию, условия для их личностного развития. Непосредственное руководство работой логопункта в МАДОУ осуществляет заведующий данного учреждения 2. Организация логопедической работы 2.1. Зачисление детей на коррекционные занятия в логопункт проводит учитель-логопед МАДОУ по результатам обследования воспитанников в начале и конце учебного года, в сентябре и мае. 2.2. Зачисление в логопункт МАДОУ дошкольников из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года по необходимости, возможности и освобождения мест. 2.3. При зачислении учитывается характер и степень тяжести речевых нарушений, возраст детей. 2 2.4. В первую очередь зачисляются старшие дошкольники (старшая, подготовительная группы). 2.5. Дети выводятся из числа занимающихся на логопункте МАДОУ в течение всего учебного года по мере исправления речевых нарушений. 2.6. В должностные обязанности учителя-логопеда включена работа только с детьми, имеющими речевую патологию. 2.7. На каждого воспитанника, зачисленного в логопункт МАДОУ, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме (приложение № 1). 2.8. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей воспитанников, условий воспитания в МАДОУ и семье. Они могут варьироваться от 2-3 мес. до 1,5 – 2 лет и более. 2.9. Основная организационная форма коррекционной работы на логопункте – индивидуальные занятия. Занятия с детьми проводятся как индивидуально, так и в группе. Частота и продолжительность занятий определяются характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). 2.10. Занятия в логопункте проводятся в свободное от основных занятий время с учетом режима работы МАДОУ. 2.11. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10 до 20 мин в зависимости от возраста детей. 2.12. Время, отведенное на занятие с ребенком увеличивается, если учительлогопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу по окончании занятия. 2.13. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин, в зависимости от возраста детей. 2.14. Продолжительность группового занятия 30-35 мин. в зависимости от возраста детей. 2.15. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а 1-2 раза в неделю во второй половине дня для того, чтобы организовать консультативную работу с родителями (законными представителями). 2.16. Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий. 2.17. Для уточнения диагноза дошкольники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психологомедико-педагогическую комиссию. 2.18. Ответственность за посещение детьми занятий на логопункте возлагается на учителя-логопеда, воспитателей тех групп, чьи дети занимаются на логопункте, администрацию МАДОУ. 2.19. Учитель-логопед поддерживает связь с логопедами и врачами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий. 2.20. Учитель-логопед представляет заведующему МАДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и 3 результатах коррекционной работы в логопункте МАДОУ. 3. Работа с воспитателями и педагогами 3.1. Посещение открытых занятий по развитию речи воспитателями. 3.2. Учитель-логопед проводит индивидуальное консультирование индивидуальное консультирование воспитателей. 3.3. Учитель-логопед проводит просветительскую работу (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений. 4. Работа с родителями 4.1. Учитель-логопед проводит индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной логопедической помощи детям. 4.2. Учитель-логопед проводит экспресс-выступления на родительских собраниях. 4.3. Учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей по запросам по запросам родителей. 4.4. Учитель-логопед проводит просветительскую работу (семинары, открытые занятия) среди родителей. 4.5. Учитель-логопед ведет индивидуальные тетради для работы родителей с детьми. 4.5. Учитель-логопед оформляет информационные лисы для обратной связи с родителями. 5. Документация учителя-логопеда логопедического пункта МАДОУ. 5.1. Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопункт. 5.2. Журнал (тетрадь, таблица) первичного обследования детей МАДОУ. 5.3. Список детей, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования. 5.4. Список детей, зачисленных на занятия на данный учебный год. 5.5. Список детей – выпускников МАДОУ, занимавшихся в логопункте МАДОУ. 5.6. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. 5.7. План консультативно-методической работы с педагогическим коллективом МАДОУ и родителями (законными представителями). 5.8. Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. 5.9. График работы учителя-логопеда и расписание занятий. 5.10. Отчет о результатах работы за учебный год. 6. Материально-техническое обеспечение логопедического пункта МАДОУ. 4.1. Для логопункта МАДОУ выделяется специальный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенный специальным оборудованием согласно общим требованиям, предъявляемым к оборудованию логопедического кабинета. 4 Приложение № 1 РЕЧЕВАЯ КАРТА Зачислен:___________________ Выпущен:__________________ Группа: Дата обследование Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ Дата рождения_____________________________________ Домашний адрес________________________________________________ Ф.И.О. мамы_________________________________________________ Ф.И.О. папы_________________________________________________ Анамнез 1. Протекание беременности и родов________________________________ _____________________________________________________________ 2. Раннее развитие ребенка _______________________________________ ______________________________________________________________________________________ 3. Перенесенные заболевания до 3-х лет_____________________________ 4. Речевое развитие ребенка ______________________________________ Психолого-педагогическое и логопедическое обследование 1. Психологические особенности ребенка (контактность, особенности поведения)__________________________________________________ 2. Зрительный гнозис: цвет_____________, форма________________, узнавание по контуру____________________ 3. Оптико-пространственный праксис: показ левой, правой руки_______, показ предметов впереди_________, позади______, вверху__________, внизу_______, разные картинки из частей_________. 4. Память______________________________________________________ 5. Внимание____________________________________________________ 6. Мышление___________________________________________________ 7. Состояние ручной моторики____________________________________ 8. Артикуляционная моторика: нижняя челюсть______________________ губы__________________________________ язык___________________________________ 9. Работа лицевых мышц__________________________________________ 10.Строение артикуляционного аппарата_____________________________ 11.Состояние звукопроизношения__________________________________ 12.Произношение слов сложной слоговой структуры_________________ 13.Состояние дыхательной функции_______________________________ 14.Характеристика голоса:_______________________________________ 15.Динамическая сторона речи: темп________________, ритм______________, паузация_____________, инотирование________________ 16.Состояние фонематических функций: а) фонематическое восприятие: повторение слогов__________________, дифференциация звуков в словах-квазиомонимах________________ 5 определение в словах наличия звука (р) – рычания собаки (с 4 лет) б) фонематический анализ: выделение ударного гласного в начале слова (с 5 лет)___________ выделение первого согласного звука в словах__________________ выделение последнего звука в словах_________________________ определение последовательности звуков в словах_______________ в) фонематический синтез:____________________________________ г) фонематические представления: нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук_____ подбор слов с заданным звуком_______________________________ 17.Понимание речи_______________________________________________ 18.Лексический запас: а) словарь существительных по лексическим темам: игрушки_________________________________________________ одежда__________________________________________________ посуда___________________________________________________ мебель___________________________________________________ овощи___________________________________________________ фрукты___________________________________________________ дикие животные___________________________________________ домашние животные______________________________________ дикие птицы_______________________________________________ домашние птицы___________________________________________ транспорт_________________________________________________ насекомые________________________________________________ б) глагольный словарь________________________________________ в) прилагательные____________________________________________ 19.Состояние словоизменения: а) множественное число существительных в именительном падеже_ б) множественное число существительных в родительном падеже (много чего?)____________________________________________ в) изменение имен существительных по падежам________________ г) употребление предлогов: в____, из_____, на_____, с (со)____, над______, за______, под____, из под______. д) согласование существительных с прилагательными: зонт_____, лампочка_____, яблоко______, туфли______. е) согласование с числительным «1» существительных: петух_______, морковка_________, яблоко_________, с числительными «1,2,5» существительных: цыпленок_______, матрешка___________, ведро_______. 20.Состяоние словообразования: а) образование уменьшительно-ласкательных форм существительных_ б) образование относительных прилагательных от существительных (с 6 лет): сок из винограда___________________, 6 из апельсинов__________________, из яблок_______________________, варенье из груши____________________, сумка из кожи______________________, шарик из резины____________________, шапка из меха______________________, матрешка из дерева__________________. в) образование притяжательных прилагательных от существительных: очки бабушки____________, хвост лисы______________, дупло белки____________, яйцо курицы____________, уши зайца_______________. г) образование приставочных глаголов__________________________ 21.Связная речь__________________________________________________ Логопедическое заключение__________________________________________________ План работы на учебный год__________________________________________________ Результаты коррекционной работы____________________________________________ 7