1 Список используемых сокращений АОП –адаптированная образовательная программа АХЧ – административно – хозяйственная часть ДО — дошкольное образование ДОУ — дошкольное образовательное учреждение ИКТ — информационно – коммуникационные технологии КГН – культурно – гигиенические навыки МДОБУ – муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение НОД – непостредственно образовательная деятельность ОВЗ — ограниченные возможности здоровья ООП — основная образовательная программа ПМПК – психолого – медико – педагогическая комиссия ПМПк– психолого – медико – педагогический консилиум ППРС – предметно – пространственная развивающая среда РФ – Российская Федерация СОД – совместная образовательная деятельность УВР – учебно – воспитательная работа УМК — учебно – методический комплект ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года) ФГТ — федеральные государственные требования(Приказ Министерства образованияи науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) 2 Содержание Раздел Название раздела Стр. I Целевой раздел 1.1 1.2 1.3 1.4 Пояснительная записка Цели и задачи Принципы и подходы к реализации Характеристики особенностей детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией Условия и особенности осуществления образовательного процесса Система оценки результатов освоения адаптированной образовательной программы Содержательный раздел 3 3 4 5 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Содержание коррекционно-развивающей деятельности 12 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Организационный раздел 20 Организация пребывания детей в детском саду (примерный распорядок дня) Условия реализации адаптированной образовательной программы Материально-техническое обеспечение программы 23 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы 28 1.5 1.6 II 2.1 2.2 2.3 2.4 III 3.1 3.2 3.2.1 3.2.2 3.2.3 6 7 13 21 24 24 30 3 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце» расположен по адресу: ул. 40 лет Победы д.33. Режим работы – пятидневный с 7.30 до 18.00 ч. В ДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности в возрасте от 3 до 7 лет, образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии. ДОУ обеспечивает воспитание и обучение детей от 1 года до 7 лет. Воспитание и обучение ведётся на русском языке. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (п.1, ст.64, глава 7). Поэтому миссия детского сада состоит в обеспечении права семьи на оказание ей помощи в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции. Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с косоглазием и амблиопией спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС), на основании основной образовательной программы МАДОУ ДС комбинированного вида «Серебряное копытце» Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию коррекционно – развивающего процесса на ступени дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика») и специальных программ по направлениям коррекции зрения, речи, задержки психического развития. 1.2 Цели и задачи Ребенок с ОВЗ, как и все остальные дети, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Цель: коррекция зрительных функций с помощью специальных методов и приемов. Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми по коррекции зрения: Развивать зрительные анализаторы к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Формировать представления о предметах, наполняющих окружающее пространство. 1. Учить способам обследования предметов, объектов; учить зрительно узнавать, оречевлять, соотносить, локализовать цвета и их оттенки. 2. Развивать восприятие предметных и сюжетных изображений. 3. Развивать зрительное внимание: умение вычленять различия в «похожих» картинках, локализовать заданные формы, цвета, величины из множества. 4. Развивать умение ориентироваться в малом и большом пространстве. Формировать целостность зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти. 4 5. Развивать зрительно – моторную координацию; формировать потребность в самостоятельной ориентировке в пространстве. 6. Обучать приёмам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, за столом, в тетради и т.д.) 1.3 Принципы и подходы к реализации Программа, а также организация на ее основе образовательного процесса базируется на следующих принципах: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью ДО является развитие ребенка. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л.С.Выготским: обучение ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта). Применение этого принципа ориентирует на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому: 1. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастнойпсихологии и дошкольной педагогики; 2. Отбор образовательного материала для ребенка учитывает не только егозону ближайшего развития, но и возможность применения полученной информации в практической деятельности ребенка. Принцип интеграции содержания ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда поведение и деятельность дошкольника представляют собой «ещё недостаточно дифференцированное целое» (Л.С.Выготский); «схватывание целого раньше частей позволяет ребенку «сразу» интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (В.В.Давыдов); «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). Интеграция содержания дошкольного образования – это состояние связанности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Принцип интеграции реализуется: 1. Через интеграцию содержания ДО (интеграцию образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательныхобластей); 2. Интегративные качества личности ребенка как результат ДО, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста; 3. Интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, клубов, библиотек) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», что обеспечит целостное представление детей об окружающем мире. Интеграция деятельности специалистов ДОУ. Организация подачи информации дошкольникам через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Повышение мотивированности детской деятельности и нацеленность на развитие самостоятельности, инициативности, активности дошкольников. Принцип адаптивности, реализуемый через адаптивность к пространству ДОУ, окружающему ребенка социальному миру, к предметно – развивающей среды к потребностям ребенка, обеспечивающей комфорт, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие. 5 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит развитие ребенка. Максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника. Принцип построения партнерских взаимоотношений между ребенком и взрослым: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой ДО. 1.4 Характеристики особенностей детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Направление коррекции Типичные проявления речевого развития у детей с косоглазием и амблиопией Дети с нарушением зрения (с косоглазием и амблиопией) Затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Изобразительная, конструктивная, двигательная деятельность при снижении остроты зрения значительно усложняется. Возникают нарушения восприятия расстояния, величины предметов и изображений объектов. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметноигровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью. Чаще зрение используется при ориентации на уровне светоцветовых сигналов в пространстве или на микропространстве. Отмечается нарушение цветового зрения. Степени аномалии цветоразличения неодинаковы и зависят от диагноза заболевания органа зрения. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой нарушение цветового зрения начинается со снижения порога Специфические психологопедагогические особенности детей с косоглазием и амблиопией У детей нарушается восприятие окружающего мира, может замедлиться физическое и умственное развитие. Нарушение в её формировании могут привести к трудностям в общении. Процесс общения у детей имеет свёрнутый, неструктурированный характер. Представления об окружающем мире характеризуются слабой обобщённостью, обеднённостью и фрагментарностью. Вследствие снижения остроты зрения дети пользуются жестами в случаях уточнения информации,указания направления действия, как вспомогательным средством. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей утаких детей, находящихся на более низком уровне. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается отсутствие ощущений выразительных движений. Эти дети, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и неумело используют крупную моторику 6 чувствительности между красным и зеленым цветами. для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности. 1.5 Условия и особенности осуществления образовательного процесса В организации и осуществлении образовательного процесса мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В основу организации образовательного процесса положены принципы личностно-ориентированного подхода, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования с ведущей игровой деятельностью. Коррекционно-развивающие: Преодоление недостатков восприятия предметов окружающей среды. Для этого важно развивать компенсаторные приемы восприятия объектов на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов. Для ребёнка важно рассмотреть предмет, выделив его части, форму, цвет; определить назначение; сравнить сдругими предметами, выявив сходства и различия; найти предмет на картинке; подобрать силуэтное изображение; обвести по контуру, заштриховать, раскрасить, нарисовать, вылепить из пластилина. Изучить предмет со всех сторон, в разных видах деятельности. Полноценное восприятие окружающего мира невозможно без знания эталонов цвета, формы, величины, пространственного расположения. Совершенствование зрительно-моторной координации – важное направление работы с детьми с нарушением зрения. Поэтому необходимо включать детей в продуктивную деятельность; обеспечивать коррекционную направленность в музыкальной деятельности, в процессе выполнения физических упражнений. Образовательная деятельность дошкольников с ограниченными возможностями в развитии осуществляется: в совместной деятельности взрослых и детей в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией, в ходе режимных моментов, в процессе коррекционной помощи детям (занятия с учителемдефектологом, с учителем-логопедом, с педагогом-психологом). в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка. Условиями реализации поставленных задач, содержания образования, являются: организация коррекционно-развивающей совместной и индивидуальной деятельности; развитие в контексте игровой и практической деятельности, в процессе решения проблемных задач; учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей. 7 Организационные: Чтобы деятельность по решению целей и задач, определенных в основной общеобразовательной программе ДОУ и адаптированной программе для детей с косоглазием и амблиопией проводилась грамотно, слаженно и не дублировалась педагогами и специалистами, управление образовательным процессом распределено по модулям. В каждом модуле определены субъекты деятельности и функции субъектов деятельности. 1.6 Система оценки результатов программы освоения адаптированной образовательной Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за выполнением заданий в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений, в которых фиксируется индивидуальная динамика и перспективы каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей. Цель Дата 1 – 15 сентября Установление исходного (стартового) уровня развития зрительного восприятия ребенка, его интеллектуальных и личностных качеств. январь (промежуточная) Увидеть наличие или отсутствие динамики в освоении программного материала, развитии личностных качеств, в сравнении со стартовой диагностикой. 15 - 31мая (итоговая) Установить результативность освоения программного материала и эффективность его преподнесения, проследить уровень развития зрительного восприятия ребенка. Диагностика развития зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией (планируемые результаты) Промежуточные результаты (3-4 года) При успешном освоении Программы к четырем годам (к концу младшей группы) ребенок достигает следующих возможных результатов: 8 № Направления Возможные результаты 1 Зрительное восприятие 2 Социально-бытовая ориентировка Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал). Различает и называет основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный). Различает, называет и сравнивает величину предметов (большой - маленький). Последовательно выделяет основной признак объекта. Группирует предметы по величине. Соотносит изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению. Обследует предметы, выделяет признаки и свойства предметов (форма, цвет, величина, и пространственное расположение). Устанавливает различия по величине, структуре материала (большой - маленький, твердый - мягкий). Проявляет интерес к труду взрослого, желание помогать. Зрительно узнает и называет часто встречающиеся предметы. Понимает обобщающие слова (овощи, фрукты, транспорт, домашние и дикие животные и т.д.). Имеются знания об основных трудовых процессах. Называет свое имя, фамилию, части тела, цвет волос, глаз. 3 Пространственная ориентировка Различает правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Употребляет слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела. Имеются навыки ориентировки на собственном теле. Учится ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Промежуточные результаты (4-5 лет) При успешном освоении Программы к пяти годам (к концу средней группы) ребенок достигает следующих возможных результатов: № Направления Возможные результаты 1 Зрительное восприятие Расширяются знания о сенсорных эталонах, закрепляются представления о системе сенсорных эталонов. Расширяются умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования. Формируется умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов. 2 Социально-бытовая ориентировка Расширяются представления о свойствах и качествах предметов реального мира. 9 Формируются знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретаются умения и навыки, которые позволяют успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения. Закрепляются знания об основных трудовых процессах и порядке их выполнения. Закрепляются знания делать выводы об увиденном, из наблюдений за людьми. Пространственная ориентировка 3 Овладевает знаниями о частях своего тела, формируется представление о пространственном расположении частей тела. Закрепляется умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. Формируются навыки осязания в процессе предметно - практической деятельности. Промежуточные результаты (5-6лет) При успешном освоении Программы к шести годам (к концу старшей группы)ребенок достигает следующих возможных результатов: № Направления Возможные результаты Зрительно узнает и называет часто встречающиеся предметы. Выделяет основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение). Различает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, куб, цилиндр). Подбирает и группирует предметы по цвету, величине, форме, назначению. Располагает на плоскости предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине. Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе. Находит по части предмета целый, составляет из частей целое. 1 Зрительное восприятие 2 Социально-бытовая ориентировка Понимает и применяет обобщающие слова: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда. Выделяет основные трудовые процессы и порядок их выполнения. Оказывает посильную помощь взрослым. Понимать значение труда взрослых в детском саду и бережно относиться к результатам труда взрослых. Наблюдает за людьми, их поведением на улице, за движением машин и делает выводы об увиденном. 3 Пространственная ориентировка Называет и показывает части своего тела, определяет и называет цвет глаз, понимает мимику лица. Определяет и словесно обозначает пространственное 10 расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя. Свободно перемещается в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы, обозначает направление движения соответствующими пространственными терминами. Промежуточные результаты (6-7лет) При успешном освоении Программы к семи годам (к концу подготовительной группы) ребенок достигает следующих возможных результатов: № Направления Возможные результаты Зрительно узнает и называет часто встречающиеся предметы. Выделяет основные признаки и свойства предметов (форму, цвет, величину и пространственное расположение). Различает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция) и объемные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр, пирамида). Выделяет и словесно обозначает величину (высоту, ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине. Подбирает и группирует предметы по цвету, величине, форме, назначению. Описывает предметы, правильно называет части, при описании использует обобщающие понятия. Выделяет информативные признаки и использует их для узнавания объекта. Имеет широкие представления об объектах по лексическим темам. 1 Зрительное восприятие 2 Социально-бытовая ориентировка Умеет выделять основные признаки предметов: цвет, величина, форма; сравнивает и группирует предметы по основным признакам. Понимает обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, животные; проявляет интерес к труду взрослых, знает профессии, их необходимость. Знает свое имя, отчество, фамилию, называет название своего города, домашний адрес. Умеет выполнять поручения взрослых. Вычленяет отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах Знает о сезонных изменениях в природе 3 Пространственная ориентировка Свободно ориентируется в направлении движения, в пространственных отношениях с предметами. Выделяет парные противоположные понятия: «налево — направо», «вперед - назад». Умеет передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы. Ребенок определяет, где у стоящего перед ним правая и где левая рука, определяет стороны туловища куклы и др. 11 Итоговые результаты (7 лет) При успешном освоении Программы к семи годам (к концу подготовительной к школе группы) ребенок достигает следующих возможных результатов (они же являются итоговыми результатами освоения Адаптированной программы): Сформированы представления о своих зрительных возможностях и умения пользоваться нарушенным зрением. Сформированы умения получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов. Использует получаемую полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке. 12 II Содержательный раздел 2.1 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий по зрению Логопед Формы работы Воспитатели Формы работы 1. Учет лексической Фронтальные, 1. Изучение уровня Коррекционные темы при развития занятия подгрупповые во зрительного (подгрупповые и проведении всех всех видах детской занятий в группе в восприятия, индивидуальные) деятельности. течение недели. познавательных и Индивидуальные 2. Включение индивидуальнозанятия по заданию сформированных личностных педагогазнаний и особенностей психолога. представлений, ребенка, отработанных определение навыков в разные основных виды деятельности. направлений и 3. Выполнение всех содержания рекомендаций коррекционной педагога-психолога. работы с ребенком. 2. Формировани езрительного восприятия. 3. Выполняет все рекомендации врача-окулиста Медицинский персонал Участвует в выявлении анамнеза ребенка;дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в Инструктор по физической культуре (при наличии) Учитывает группу здоровья ребенка, работает над развитием обшей моторики,формирует правильное дыхание, развивает координацию и точность движений, глазомер,навыки ориентировки в большом пространстве. Музыкальный руководитель Развивает у ребенка музыкальный и речевой слух,обеспечивает Развитие ритмической стороны музыки. Развивает координацию и точность движений,глазомер, навыки ориентировки в большом пространстве. 13 составлении индивидуального маршрута ребенка. Содержание связи между специалистами Детского сада заключается в уточнении происхождения нарушений или задержки в развитии с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода через взаимоконсультирование, обсуждение соответствия содержания коррекционных и учебных программ, через совместное проведение и взаимопосещение профильных занятий всех видов (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных). Взаимодействие специалистов с воспитателями состоит в совместном создании условий для коррекции в обстановке группы и в педагогическом процессе, наблюдениеза деятельностью детей для определения возможностей воспитанников, консультирование в организации коррекционной работы, в частности использования эффективных методов и приемов для достижения положительных результатов. 2.2 1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности Младшая группа 3-4 года квартал Развивать соотносящие практические действия (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям предмета, учить осуществлять зрительный контроль за выполнением соотносящих действий путём выделения педагогом свойств предмета и их названия, включение мануальных обследовательских действий ребёнка, выделение контура предмета, его основных частей. Формировать первоначальные знания о зрительных сенсорных эталонах. Учить узнавать и называть точным словом 4 основных цвета: различать красно-жёлтый, синезелёный, жёлто-зелёный цвета; соотносить заданный цвет с цветностью окружающих предметов в замкнутом (малом) и свободном (большом) пространствах; Познакомить детей с плоскостным изображением округлой и угольной формы.Учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник разных величин (до 3-х размеров); Учить выполнять мануальные исследовательские действия при восприятии округлой и угольной формы. Развивать умение мануальными действиями показывать величину: большоймаленький; учить зрительно узнавать одни и тот же предмет в двух величинах (большоймаленький); учить практическим способом находить большие и маленькие предметы в групповой комнате: среди мебели, посуды, игрушек. Развивать умение детей подбирать предметную картинку к объёмному предмету(изображение идентично свойствам предмета). Подключать мануальные обследовательские действия в описательную речь ребёнка: «здесь мячик такой (показ округлой формы) и здесь такой же (те же действия), здесь - красный и здесь - красный». 2 квартал Учить локализовывать красный цвет из сине-зелёных цветов, жёлтый из синекрасных, зелёный из красно-синих, синий из красно-жёлтых. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающие понятия «цвет». Учить детей зрительным способом узнавать, называть, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) 4 основных цвета, учить группировать предметы по цвету вокруг образца (выбор из 2-4 цветов). Учить выделять квадрат (силуэтное изображение) из множества кругов и треугольников, треугольник из множества кругов и квадратов; учить узнавать и называть основную форму изображённого предмета. 14 Развивать зрительную дифференцировку предметов по их величине: учить выбирать из двух меньший, больший по величине (с подключением практических действий) в малом и большом пространстве; Учить зрительным способом с опорой на кинестезическое чувство определять расстояние (близко-далеко) от себя до двух удалённых предметов. Учить перечислять и показывать по порядку расположение сгруппированных предметов (от одного до трёх), меняя их расположение. Учить зрительно выбирать из 3-х карточек с изображением двух предметов одинаковые по пространственному их расположению. Учить осязательно-зрительным способом обследовать предмет по плану педагога: 1. рассмотри весь предмет (педагог обводит контур, ребёнок выполняет практическое обследование действия); 2. узнай и назови форму, цвет; 3. узнай и назови форму (предмет имеет простую конфигурацию или форму, идентичную эталону); 4. в предметах сложной конфигурации узнать, показать, назвать основные части. Учить зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом. 3 квартал Учить локализовывать красный цвет из жёлто-оранжевых цветов (оранжевый вводится без названия), жёлтый из зелено-синих, зелёный из сине-жёлтых, синий из краснозелёных (при этом следует в множество, из которого локализуют, вводить светлые и тёмные тона основных цветов). Развивать способность локализовывать и узнавать заданный цвет в предметах свободного пространства. Формировать у детей обобщающее понятие «цвет». Познакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета; учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета. Учить осязательно-зрительным способом узнавать шар, куб. кирпичик; называть формы предметов простой конфигурации (мяча, неваляшки, фруктов, овощей как шарик и т.д.). Развивать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «форма». Учить зрительно соотносить шар, куб, кирпичик с формой натуральныхобъектов: предметы групповой комнаты. Активизировать словарь за счёт словосочетаний: «как куб», «как шар», «как кирпичик». Учить выбирать из 3-х два одинаковых предмета по величине. Упражнять в зрительном способе определения расстояния (ближе-дальше) от себя до 2-х предметов с последующим уменьшением расстояния между ними. Упражнять в умении подбирать предметную картинку к объёмному предмету с постепенным устранением полной идентичности. Продолжать учить осязательно-зрительным способом обследовать предмет по плану педагога: 1. рассмотри весь предмет (педагог обводит контур, ребёнок выполняет практическое обследование действия); 2. узнай и назови форму, цвет; 3. узнай и назови форму (предмет имеет простую конфигурацию или форму, идентичную эталону); 4. в предметах сложной конфигурации узнать, показать, назвать основные части. Учить точно совмещать по контуру два плоскостных изображения предметов сложной конфигурации (одежда, растения, человеческие позы и т.д.). 1 Средняя группа 4-5 лет квартал 15 Учить детей узнавать, называть светлые и тёмные тона 4-х основных цветов, локализовывать жёлтый цвет из множества жёлто-оранжевых цветов, красный изоранжевокрасных и фиолетово-красных (фиолетовый вводится без названия), синий из зелено-синих и красно-синих. Учить узнавать и называть оранжевый цвет. Формировать обобщающее понятие «цвет». Расширять знания детей о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета. Учить детей зрительным способом узнавать круг, квадрат, треугольник (в силуэтном и контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий; называть их. Учить локализовать в контурном изображении квадрат из множества кругов и треугольников, треугольник из множества кругов и квадратов, круг из множества квадратов и треугольников. Формировать обобщающее понятие «форма». Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине: располагать в порядке возрастания и убывания 3 предмета, учить зрительно выбирать одинаковые по величине. Формировать обобщающее понятие «величина». Развивать зрительную дифференцировку до 2-х предметов в малом и большом пространствах (ближе, дальше). Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различных модальностях. Учить при рассматривании предмета или его изображения: 1. целостно воспринимать (педагог обводит контур); 2. выделять цвет; 3. узнавать и показывать основные части предмета (3-4). 4. определять эталонную форму выделенной части (при наличии образца); 5. определять величину каждой выделенной части относительно основной; 6. повторно практическим способом выделять контур предмета. 2 квартал Учить узнавать и называть коричневый цвета; различать оранжевый-жёлтый, оранжевый-фиолетовый, коричневый-красный, коричневый-зелёный, коричневый-синий, соотносить заданный цвет с цветностью окружающих предметов, локализовывать оранжевый цвет из красно-жёлто-фиолетовых цветов, коричневый из красно-синефиолетовых. Развивать способность детей различать 3 оттенков основных цветов. Учить различать круг - овал, квадрат – прямоугольник. Развивать умение соотносить форму фигур с предметом или изображением. Учить осязательно-зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которого включает две простые формы. Познакомить детей с объемными фигурами куб, шар. Развивать зрительную дифференцировку по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 4 предмета, соотносить по величине. Учить осязательно-двитательно-зрительным способом воспринимать высоту и длину натурального предмета, развивать способность зрительно дифференцировать однородные предметы по высоте (1-2 предмета), по длине. Учить детей ориентироваться от себя (впереди, сзади, справа, слева). Учить практическим способом выделять и показывать пространственное положение предметов в группе предметов (3-х), определять изменение его положения, видеть разницу в пространственном положении 3-х предметов в 2-х группах. Продолжать учить плану рассматривания предмета, его изображения. Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различных модальностях. Учить рассматривать простую сюжетную картину: 16 - выделять и перечислять все объекты, отражать их основные свойства; - устанавливать элементарные причинно - следственные связи, опираясь на непосредственное восприятие. 3 квартал Учить узнавать и называть точным словом голубой и чёрный цвет, различать голубой - синий, голубой - белый, чёрный - фиолетовый; соотносить с цветностью окружающих предметов, локализовать голубой цвет из сине-фиолетовых, серо-белых (серый без названия). Развивать способность детей различать 5 оттенков основных цветов. Локализовывать оттенки на прямом и обратном контрасте. Активизировать речь за счёт словосочетаний: «предмет ... цвета», «предметы по цвету различаются (сходны)», «тёмный (светлый) оттенок цвета». Расширять знания детей об объектах, имеющих постоянный признак цвета. Учить узнавать и называть прямоугольник, отличать от квадрата путём анализа и сравнения составных частей; локализовать прямоугольник из множества квадратов. Учить узнавать треугольник в 2-х положениях. Закреплять зрительный способ анализа формы предмета, конфигурация которого включает 2 простые. Продолжать учить узнавать и называть объемные формы. Развивать зрительную дифференцировку по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов, повышать различительную способность при восприятии высоты, длины 3-4 предметов. Активизировать словарь за счёт слов: длинный, короткий, высокий, низкий. Повышать зрительную дифференцировку расстояния до 3-4 предметов. Учить детей зрительным способом выделять пространственное положение предмета в группе предметов (3-х), определять изменения места его положения, выбирать из 3-х карточек одинаковые по пространственному расположению 3 предметов. Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различных модальностях. Продолжать учить плану рассматривания предмета или его изображения. Учить находить различие в 2-х сюжетных картинках (1-2 отличия). Продолжать учить рассматривать простую сюжетную картинку, выделять дальний и ближний план, подробно рассматривать и описывать персонажей картины. Учить определять место действия. Старшая группа 5-6 лет 1 квартал Учить узнавать и называть точным словомфиолетовый цвет, различать фиолетовооранжевый, фиолетово-коричневый фиолетово-бордовый. Познакомить с предметами, имеющими постоянный признак - фиолетовый цвет: овощи, цветы, посуда, одежда, игрушки и др. Развивать способность детей различать до 5 оттенков красного, зелёного, синего, коричневого цветов и и до 3 оттенков оранжевого, жёлтого, голубого цветов. Развивать умение узнавать и называть основные плоскостные и объемные (куб, шар) формы. Учить узнавать и называть овал, отличать его от круга, выделять в конфигурации предмета (объёмного и изображения) с подключением мануальных действий. Повышать различительную способность при различении квадрата и прямоугольника. Развивать зрительную дифференцировку по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 5-6 предметов, повышать различительную способность при восприятии высоты, длины, ширины 3-4 предметов. Активизировать словарь за счёт слов: длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других. 17 Развивать умение детей ориентироваться от себя (впереди, сзади, справа, слева). Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различныхмодальностях. Учить рассматривать предмет или его изображения по плану: 1. целостное самостоятельное восприятие объекта - определение окраски: одноцветныйразноцветный, простой или сложный (много частей), по форме, величине относительно окружающих предметов; 2. выделение основных частей объекта, определение пространственных отношений; 3. детальное рассматривание каждой выделенной части, определение её формы, окраски, величины (относительно других частей); 4. повторное целостное рассматривание объекта. 2 квартал Учить локализовывать оттенки синего из сине-фиолетовых тонов; фиолетовый из красно-синих и их оттенков; голубой из бело-синих; серый из коричнево-голубых. Продолжать учить локализовывать оттенки на обратном контрасте. Расширять знаниядетей о предметах (их частях), имеющих постоянный признак цвета. Развивать способность детей различать до 6 оттенков красного, зелёного, синего, коричневого цветов и до 4 оттенков оранжевого, фиолетового, жёлтого, голубого цветов. Познакомить с объемной формой цилиндр. Познакомить с предметами окружающего мира, имеющими в основе цилиндрическую форму. Развивать умение соотносить форму фигур с предметом или изображением. Развивать зрительную дифференцировку расстояния до 4 предметов в малом и большом пространстве, активизировать словарь за счет выражений: «между ... », «ближе к ... », «дальше от ... » и др Показать, что предмет перекрывавший контур другого предмета ближе, а перекрываемый - дальше. Продолжать учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других. Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различных модальностях. Учить воспринимать мимику изображенного человеческого лица: радость, печаль, обида и др. Учить рассматривать сюжетную картину: целостно воспринимать картинку, выделять и узнавать основные объекты; детально рассматривать 3 композиционных плана; рассматривать человека с выделением позы, жестов, мимики; целенаправленноопределять информативные объекты и их признаки, характеризующие явления природы, место действия: устанавливать причинно-следственные связи на основе воспринятого. 3 квартал Продолжать знакомить детей с цветом, как признаком предмета. Развивать способность детей различать до 7-8 оттенков красного, зелёного, синего, коричневого цветов и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового, жёлтого, голубого цветов. Продолжать учить зрительным способом локализовывать заданную форму в разных пространственных положениях. Учить анализировать сложную геометрическую форму, выделять в её конфигурации простые составные части. Продолжать развивать способность детей узнавать предметы в контурном и силуэтном изображении. Учить соотносить предметы по величине. Продолжать развивать зрительную дифференцировку расстояния до 4-5 предметов; до 2-х предметов, расположенных в разных направлениях. Развивать умение узнавать изображения предметов или объектов в различных модальностях. Показать детям на примере «ухода» дороги линейную перспектив. Учить описывать предмет или изображение по плану - образцу. 18 Продолжать учить рассматривать сюжетную картину по плану (вопросам педагога): 1) обведи взором всю картину (педагог направляет восприятие): внимательно рассмотри и узнай предметы на 1, 2. 3 планах; 2) о ком эта картина? (ребёнку предлагается выделить и назвать действующих лиц); 3) где находятся персонажи (как узнал?); 4) в какое время суток это происходит (как догадался?); 5) что случилось? Почему так думаешь? Подготовительная группа 6-7 лет 1 квартал Учить различать и называть тёмно-серый и светло-серый цвета. Расширить знания детей о предметах окружающей действительности, имеющих постоянный признак цвета. Продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку при восприятии цветов и их оттенков. Учить узнавать (с подключением мануальных действий) квадрат, треугольник, изображёнными в разных пространственных положениях. Развивать способность в предметах большого пространства различать составные формы (круг, овал, треугольник, прямоугольник, цилиндр, куб). Учить видоизменять геометрические фигуры, составляя их из разных фигур, конфигурацию предмета путем составления её из простых форм. Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении (пересечение контуров), учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации. Продолжать учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушений пропорций, определять размер предметов в зависимости от удалённости. Учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину - длину, длину высоту натурального объекта, зрительно дифференцировать предмет по заданной величине из 4-5 предметов (высоту, ширину, длину). Учить анализировать пространственные отношения в группе предметов (1-4) Продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку расстояний между 45 предметами (постепенно уменьшать разницу) в малом и большом пространствах: расположенными в одном направлении («2») и между предметами, расположенными в разных направлениях (без уменьшения разницы). Предлагать детям самостоятельно рассматривать и описывать предмет по плану, продолжать учить составлять описательные загадки о воспринимаемом предмете. Продолжать развивать способность различать мелкие предметы. 2 квартал Продолжать знакомить детей с цветом, как признаком предмета, учить видеть окраски окружающих предметов. Продолжать развивать у детей способность видеть в предметах большого пространства составные части формы и на этой основе давать более точную характеристику конкретному предмету. Учить зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которого включает 3-4 разнородные простые формы или 2-3 однородные (например, треугольные). Учить осязательно-зрительным способом различать объёмные и плоскостные изображения форм (шар - круг, куб - квадрат, кирпичик - прямоугольник). Формироватьобобщающее понятие «круглая форма», «угольная форма», включать их в описательную речь ребёнка. Учить узнавать и называть трапецию, соотносить с другими четырехугольниками, показать её отличие от пятиугольника и треугольника. Продолжать повышать зрительную дифференцировку предметов по величине: зрительно выделять и 19 располагать в ряд 5-6 предметов в малом и большом пространстве, учить зрительно выбирать одинаковые по величине из множества, соотносить величину частей целого объекта Учить различать и называть тёмносерый и светло-серый цвета. Расширить знания детей о предметах окружающей действительности, имеющих постоянный признак цвета. Продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку при восприятии цветов и их оттенков. Учить узнавать (с подключением мануальных действий) квадрат, треугольник, изображёнными в разных пространственных положениях. Развивать способность в предметах большого пространства различать составные формы (круг, овал, треугольник, прямоугольник, цилиндр, куб). Учить видоизменять геометрические фигуры, составляя их из разных фигур, конфигурацию предмета путем составления её из простых форм. Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении (пересечение контуров), учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации. Продолжать учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушений пропорций, определять размер предметов в зависимости от удалённости. Учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину - длину, длину высоту натурального объекта, зрительно дифференцировать предмет по заданной величине из 4-5 предметов (высоту, ширину, длину). Учить анализировать пространственные отношения в группе предметов (1-4) Продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку расстояний между 45 предметами (постепенно уменьшать разницу) в малом и большом пространствах: расположенными в одном направлении («2») и между предметами, расположенными в разных направлениях (без уменьшения разницы). Предлагать детям самостоятельно рассматривать и описывать предмет по плану, продолжать учить составлять описательные загадки о воспринимаемом предмете. Продолжать развивать способность различать мелкие предметы. 3 квартал Продолжать знакомить детей с цветом, как признаком предмета, учить видеть окраски окружающих предметов. Продолжать развивать у детей способность видеть в предметах большого пространства составные части формы и на этой основе давать более точную характеристику конкретному предмету. Учить зрительным способом анализировать форму предмета, конфигурация которого включает 3-4 разнородные простые формы или 2-3 однородные (например, треугольные). Учить осязательно-зрительным способом различать объёмные и плоскостные изображения форм (шар - круг, куб - квадрат, кирпичик - прямоугольник). Формироватьобобщающее понятие «круглая форма», «угольная форма», включать их в описательную речь ребёнка. Учить узнавать и называть трапецию, соотносить с другими четырехугольниками, показать её отличие от пятиугольника и треугольника. Продолжать повышать зрительную дифференцировку предметов по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 5-6 предметов в малом и большом пространстве, учить зрительно выбирать одинаковые по величине из множества, соотносить величину частей целого объекта. 20 Учить сопоставлять величину натуральных объектов в глубине пространства, показать детям, что чем дальше предмет, тем он кажется меньше по величине. Продолжать учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину - длину, длину - высоту натурального объекта, зрительно дифференцировать предмет по заданной величине из 5-6 предметов (высоту, ширину, длину). Учить детей определять удалённость объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски (сообщить знания, что, чем предмет дальше, тем окраска менее яркая). Продолжать развивать способность различать однородные предметы по различиям в конфигурации частей. Учить анализировать пространственные отношения в группе предметов (1-5) Продолжать упражнять детей в узнавании предметов на большом расстоянии суточнением признака, по которому узнал. При рассматривании и описании сюжетной картины; - предлагать придерживаться плана (по вопросам педагога): - целостно описывать персонажей картины; - учить, на основе воспринятого, делать характеристику их эмоционального состояния, социальной принадлежности и др.; - определять и описывать время происходящих событий (предлагать воспринимать и описывать одни и те же события в разные временные отрезки и видеть при этом изменения в изображении). Учить отражать изобразительные признаки глубины пространства: - показать линейную перспективу; - учить соотносить натуральную величину объекта с величиной его изображения (в сравнении с величиной других объектов). Показать детям, что объекты, находящиеся очень далеко, изображаются нечетко. 4 квартал Предлагать локализовать пятиугольник, трапецию в заданном пространственном положении. Продолжать учить составлять сложную конфигурацию из простых форм. Различать четырёхугольники: квадрат, прямоугольник, ромб; анализировать их составные части, определять сходное и различное; локализовать прямоугольник в контурном изображении из множества треугольников и шестиугольников. Продолжать учить ориентироваться при опознании предметов в окружающем на форму как основной признак опознавательный, видеть различное в конфигурации натуральных однородных предметов. Продолжать повышать зрительную дифференцировку предметов по величине: зрительно выделять и располагать в ряд 6-7 предметов в малом и большом пространстве, учить зрительно выбирать одинаковые по величине из множества, соотносить величину частей целого объекта. Учить осязательно-зрительным способом воспринимать ширину - длину, длину высоту натурального объекта, зрительно дифференцировать предмет по заданной величине из 6-7 предметов (высоту, ширину, длину). Развивать способность локализовывать предмет заданной величины из множества разнорасположенных предметов. Учить отражать величину натуральных объектов условными мерками, соблюдая пропорциональные отношения между ними. Учить определять удалённость предмета в большом пространстве по способности различить его окраску, форму, размер. Продолжать учить детей анализировать пространственные отношения в группе предметов (1-6). Продолжать учить составлять описательные загадки о предметах большого пространства (постепенно увеличивать расстояние до описываемого предмета). При рассматривании и описании сюжетной картины предлагать детям самостоятельно придерживаться плана. 21 Продолжать учить отражать изобразительные признаки глубины пространства. Развивать наблюдательность, зрительное внимание и память. Предлагать задания на развитие зрительных функций. 2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей Система индивидуально ориентированной помощи детям с амблиопией и косоглазием №/п 1 Формы лечебнокоррекционной работы Индивидуальные коррекционные занятия с ребенком 2 Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. 3 Упражнения, направленные на коррекцию и развитие зрительного восприятия психолого-медико-педагогической Цели и задачи Кто проводит Сроки Коррекции нарушений зрительного восприятия и Закрепление в других видах деятельности Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, ориентировке от себя,на себя. Развивать внимание и мыслительные операции. Повышение остроты зрения, развитие глазодвигательных функций; подготовка к формированию бинокулярного зрения. Педагог В течение года (неменее одного раза в неделю) Педагог Цикл занятий Воспитатели В течениегода (ежедневно) 22 2.4 Особенности воспитанников взаимодействия педагогического коллектива с семьями 2.4.1 Направления работы с семьёй: Изучение особенностей семьи, особенностей воспитания ребёнка в её условиях. Повышение педагогической компетентности родителей. 2.4.2 Этапы работы педагогов с родителями: I. Установление доверительных отношений. II. Установка к сотрудничеству. III.Готовность родителей к сотрудничеству. IV. Сотрудничество: совместная деятельность педагога и родителей. 2.4.3 Организация работы с семьями, имеющими ребёнка с косоглазием и амблиопией: Направление работы 1. Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка в ее условиях Тематика (примерная) «Отношение родителей ребенку» «Статус ребенка в семье» «Семейные взаимоотношения» 2.Повышение педагогической компетентности родителей «Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии» «Формирование положительных установок в сознании родителей» «В чем может быть успешен Ваш ребенок» «Вы и ребенок среди друзей и родственников» к Формы работы Опрос Анкетирования Собеседование Наблюдение за общением ребенка и родителей Тематические консультации Тренинги Круглые столы Индивидуальное консультирование (по необходимости, по запросу) Наглядные средства информации Участие родителей в педагогическом процессе Практические занятия с родителями 2.4.4 Принципиальный подход: Соблюдение интересов ребёнка (определение и доведение до сведения членов семьи адекватных условий для обучения и развития, воспитания и лечения ихребёнка в дошкольном учреждении). 23 2.4.5 Условия работы с родителями: o Умение специалистов построить доверительные отношения с родителями ребёнка, с его семьёй. o Умение склонить родителей к осознанному принятию целей и задач коррекционной работы. o Умение проводить с семьёй работу, предупреждающую формирование у родителей неверных представлений о появлении немедленных позитивных результатов, о лёгком успехе. o В целях укрепления веры родителей в успех коррекционных мероприятий больше обращать внимание на позитивные изменения в развитии ребёнка, избегая фиксирования на имеющихся отклонениях. 24 III Организационный раздел 3.1 Организация пребывания детей в детском саду Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, принадлежит рациональному режиму. Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие с психофизическими особенностями дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Режимы дня в разных возрастных группах разработаны на основе Примерных режимов дня Программы воспитания и обучения в детском саду, санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН. Построенный режим в ДОУ предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: Определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом; Регулярное питание; Полноценный сон; Достаточное пребывание на воздухе. В группе общеразвивающей направленности при организации коррекционно – воспитательной работы с детьми важным условием выступает единство требований к ребенку со стороны педагогов и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий. 3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы В ДОУ созданы следующие условия, обеспечивающие реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования: 3.2.1 Материально-техническое обеспечение программы Программно-методическое обеспечение детьми с амблиопией и косоглазием Специализированная программа коррекционно-развивающей работы с Технологии и методические пособия 25 «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения (коррекционно – развивающая программа для дошкольников с нарушением зрения)» В.А.Феоктистовойи др. Плаксина Л.И. «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения» М.,1998г. Рудакова Л.В.«Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» Безруких М.М., Морозова Л.В. «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7 лет» Григорьева Л.П., Блинникова И.В., Бернадская М.Э., Солнцева О.Г. «Развитие восприятия у ребенка» Ермаков В.П. «Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений» Жохов В.Б. «Реабилитация детей с содружественным косоглазием и амблиопией» Новикова И.В., Крылова Н.А. «Примерное содержание коррекционных занятий по логопедии в детском саду для детей с нарушением зрения», М., 1992г. Н.В. Новоторцева «Комплексное исследование и уровневая оценка психо – физического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими расстройствами развития» Никулина Г.В. «Охраняем и развиваем зрение» Никулина Г.В. «Развитие зрительного восприятия» 26 Наглядно-дидактические пособия № п/п 1. Направление Развитие зрительного восприятия Название 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 2. 3. Развитие ориентировки в большом и малом пространстве Развитие аналитико- Пособия по формированию сенсорных эталонов: по цвету (дифференцировка, соотнесение, локализация, насыщенность, оттенки); по форме (объёмные, плоскостные); по величине. Алгориты-иллюстрации по предметному восприятию. Дидактические игры и пособия на формирование предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки; цветные изображения разного размера, в разных модальностях; типичные контурные и силуэтные изображения предметов; трафареты (внутренние, внешние). Пособия по развитию зрительнослуховой памяти. Звукоориентиры, планы, таблицы. Кубики, разрезные картинки. 27 синтетической деятельности, мышления 4. 5. 6 7 Развитие мелкой моторики Развитие восприятия и понимания различных картин Развитие фонематического восприятия Обучение грамоте Бусы, шнуровки. Предметные, сюжетные, пейзажные. Соотнесение образа и слова (подбор картинок контурного и силуэтного изображения к картине). Пособия для развития неречевых и речевых средств общения ребёнка (мимика, поза). Картинки, дидактические игры. Алгоритмы, схемы, таблицы, символы звуков и сочетаний, схемы предложений. Требования к пособиям и наглядному материалу 1. Дети, имеющие сходящееся косоглазие, работают на подставках в вертикальной плоскости. 2. Дети, имеющие расходящееся косоглазие, работают на подставках в горизонтальной плоскости. 3. Материалы и пособия для психолого-педагогического обследования детей и дальнейшей коррекционно-педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы). 4. Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета). 5. Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, чёткое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира. 6. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных занятий). 7. Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, следует выделять и подчёркивать. 8. Нельзя демонстрировать пособия без фона (фон должен быть контрастным предмету). Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств. 28 9. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают тёмные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на тёмном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных занятий). 10. Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними. 11. В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных занятий). 12. Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (чёткая перспектива). 13. Материалы и пособия должны быть определённых размеров – более крупные для фронтальных демонстраций (не менее 15 см.) и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка) 14. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать блестящие поверхности и нечёткий контур. 15. Строго соблюдать посадку детей на занятиях. Требования к освещению Коэффициент естественной освещенности (КЕО) помещений для обучения и занятий детей с нарушениями зрения при боковом освещении составляет не менее 1,5%. Уровень искусственной освещенности в учебных помещениях должен быть не менее 600-800 лк; для детей, страдающих светобоязнью, - не более 500 лк. Помещение кабинета для занятий с детьми с нарушениями зрения должно быть оборудовано комбинированной системой искусственного освещения. Каждое рабочее место должно быть оборудовано светильниками местного освещения. Оснащенные помещения образовательной среды: Групповые помещения (игровая, спальня, приемная, туалетная комната) Кабинет логопеда Музыкальный зал Прогулочный участок 29 3.2.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Образовательная среда в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное дляудовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Это предметно-пространственная среда, включающая в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основные требования к организации и принципы построения среды Оборудование помещений ДОУ безопасно, эстетически привлекательное и обладает коррекционно – развивающими характеристиками. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игровое оборудование — обеспечивает максимальны для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных разнообразным развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • уголок художественной деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • уголок с оборудованием для движений; • уголок для игр с песком и водой; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности — статичности проявляется в подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.). 30 В группе для детей младших дошкольников в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому воспитатель каждый раз обновляет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу. В группе старших дошкольников замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Оборудование отвечает педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства. Особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с косоглазием и амблиопией является следующее: Наличие в среде коррекционного уголка для решения коррекционных задач, как в индивидуальных формах, так и организуя детей малыми подгруппами. Подбор и расположение игрового оборудования, соответствующего требованиям, рекомендуемым врачом-окулистом, педагогом-психологом (по цвету, размеру, уровню взаиморасположения). Наличие специфического оборудования (настенные лабиринты, контурные изображения, темные мольберты, специальные дидактические материалы и пр.) Наличие дополнительного освещения. 3.2.3 Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы Для осуществления управления образовательной деятельностью ДОУ,методического обеспечения реализации Программы, финансово – хозяйственной, медицинской деятельности, необходимой охраны жизни и здоровья, организации питания воспитанников привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников ДОУ и заключаются договоры с организациями, предоставляющими соответствующие услуги. Уровень квалификации руководящих и педагогических работников ДОУ, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационной категории. Педагогические работники ДОУ систематически повышают свой профессиональный уровень; проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, 31 установленном законодательством об образовании (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 49). Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается в процессе освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. У педагогов сформированы профессиональные компетенции, необходимые для успешной реализации адаптированной образовательной программы. Педагоги ДОУ обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в их тесной взаимосвязи. Для эффективного решения учебнопознавательных и профессиональных задач педагоги активно применяют информационнокоммуникационные технологии (ИКТ). В ДОУ успешно функционирует информационная образовательная среда, которая обеспечена не только наличием электронных образовательных ресурсов, но и профессиональной компетентностью работников, их использующих. В ДОУ созданы условия, обеспечивающие возможность распространения инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций. Аттестация педагогов Организации проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемым ими должностям осуществляется один раз в 5 лет на основе оценки их профессиональной деятельности. 32 33 34