Аннотация к дополнительной образовательной программе по изобразительному искусству, нетрадиционные техники рисования, аппликации и лепки «Волшебные ладошки», для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Автор-составитель: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце», Лючинша Юлия Сергеевна Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ; Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО); Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Устав ДОУ; Положение о рабочей программе. И ряда методических разработок: Авторская программа «Цветные ладошки». И.А.Лыкова. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А.С.Галанов, С.Н.Корнилова. Коллективное творчество дошкольников. А.А.Грибовской Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нетрадиционная техника рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. В результате использования нетрадиционных способов рисования, аппликации и лепки дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Цель программы: Привлечение детей, как к традиционным, так и нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Задачи: 1. Образовательные - знакомство детей с нетрадиционными техниками аппликации; - обучение созданию образов из солёного теста; - обучение нетрадиционным техникам рисования; - расширение представления детей об окружающем мире. - обучение детей навыкам работы с ножницами; - знакомство детей с техникой торцевание. 2. Воспитательные - воспитание интереса к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности; - воспитание любознательности и аккуратности; - воспитание интереса к изобразительному искусству; - формирование трудовых умений и навыков. 3. Развивающие - развитие образного мышления, творческого воображения; - развитие чувства цвета, ритма, формы, композиции; - развитие глазомера, мелкой моторики рук. Новизна программы заключается в приобщении детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник аппликации, ручного труда, рисования. Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Знакомясь во время образовательной деятельности и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, помогает формировать у дошкольника нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ. Педагогическая целесообразность программы заключается в создании предпосылок для развития познавательных интересов дошкольников. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Значение изобразительной деятельность и для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятия ею у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Данная программа кружка «Волшебные ладошки» разработана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Освоение программного материала кружка «Волшебные ладошки» рассчитано на один учебный год. Предполагаемый результат: Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техниках рисования, аппликации и лепки; владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; умение воспитанников самостоятельно выбирать и применять данные техники.