Аннотация к программе дополнительного образования кружка «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Основой для разработки данной программы является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и ряд методических разработок: «Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной. Методические рекомендации «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжовой. и другие В условиях внедрения ФГОС ДО экспериментирование является одним из направлений развития личности дошкольника. Носит интегрированный характер и помогает в реализации образовательных областей. Цель программы: углублять представления детей об объектах живой и неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, наблюдать, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты. Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач: Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения. Побуждать к самостоятельной деятельности. Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Поисковая деятельность отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Данная программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста. Освоение программного материала рассчитано на один учебный год. Курс содержит элементарные, доступные для восприятия детей сведения о живой и неживой природе. Содержание рабочей программы состоит из 5 блоков (разделов): «Почва» - здесь дети исследуют «одежду Земли»: глина, песок, гранит, уголь, осадочные породы, вулканы, выращивают кристаллы. В разделе «Космос» представлены следующие темы для изучения: Свет и тень, Смена дня и ночи, Передача солнечного зайчика, Найди радугу. При изучении раздела «Вода», дети выделят свойства воды, поэкспериментируют с пеной, научатся делать мыльные пузыри, выяснят, где рождаются снежинки и почему Дед Мороз в помещении не снимает шубу, отправятся в путешествие с капелькой и познакомятся со способами очищения воды. Раздел «Воздух» включает такие темы: Поиски воздуха, Ветер-ветерок, Что загрязняет воздух, Чистый воздух и вода — богатство страны Новый раздел в моей программе «Очевидное-невероятное», самый любимый детьми. Сюда входят темы, которые не вошли в предыдущие разделы и интернетовские новинки. Детям представится возможность приготовить морс, провести сладкие опыты, самостоятельно изготовить бумагу из макулатуры, цветное тесто и несколько видов пластилина, искусственный снег, неньютоновскую жидкость и многое другое. В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников элементарных естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике. Показателями результативности реализации программы кружка является: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; рост уровня любознательности, наблюдательности; активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями; возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.