Аннотация к программе Культура и быт эвенкийского народа

Аннотация к дополнительной образовательной программе по культуре и быту
эвенкийского народа.
Автор-составитель: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида
«Серебряное копытце», Медведева Наталья Геннадьевна
(I квалификационная категория)
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года
№ 273 – ФЗ;
 Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013
№26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного
Образования» (ФГОС ДО);
 Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой;
 Устав ДОУ;
 Положение о рабочей программе.
И ряда методических разработок:
 Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание Лисенко О. - № 3 – С. 60 – 64.2009.
 ЮКТЭ – эвэдылтагивкал, гунмэкил, гунивкил – эвенкийские загадки, пословицы,
поговорки и приметы. 2-е издание, дополненное Улан-Удэ
Издательство «Бэлиг» Улан - Удэ - 2009 г.
Авторская программа эмоционально-познавательного курса, предполагающего
теоретическое и практическое изучение культурных объектов; быта, традиций, обычаев,
фольклора и декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа. Занятия
программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от
индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и
реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую
деятельность.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку
качества. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для
эвенка – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по
известным только ему приметам, шепоту земли в зимнюю ночь и стужу. Эвенки бережно
чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом
большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь

страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли
– это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. И
очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились
также любить свой родной край и свою землю. Во все времена и у всех народов основной
целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных
обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и
духовного опыта.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста
приобщаю детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному и доброму
отношению к представителям других культур.
В свете современных событий в мировом обществе, когда существует агрессия и
притеснения представителей одних наций другими, необходимо с дошкольного возраста
прививать уважительное отношение к людям разных национальностей, через знания
культуры, значимых ценностей, любовь к родному краю и гордость за его людей. Поэтому
выбор и решение данной проблемы своевременно и актуально, тем более что тема
направлена на расширение кругозора ребенка, способствует вовлечению значимых
ценностей национальной культуры эвенков в процесс нравственного и духовного развития
дошкольника, воспитывает проводника истинных ценностей, бережного и ответственного
хранителя наследия своей и малой, и великой родины.
Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотического
воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный пласт – уклад
жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время
положение изменилось. Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в
преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовнонациональное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в
регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с
опорой на истоки культуры этих народов.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к
окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению
истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше,
чем он в состоянии осознать.
Краеведение в образовательном учреждении является важным педагогическим
средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств,
расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство
привязанности детей к Родине.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать
краеведческий материал детям дошкольного возраста в детском саду? Содержание
краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными
возможностями. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы
познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата,
создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для

него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в
привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним
взаимодействовать.
Образовательная программа МДОУ «Серебряное копытце» не в достаточной
степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла
необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоциональнопознавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение
«культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного
искусства эвенкийского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой
культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в
зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и
психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного
образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня,
один раз в неделю. Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 72-х занятий) и
состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
1.
2.
3.
4.

История моего города. Кто Я?
Мир вокруг нас.
Коренные народы Бурятии.
Мир вещей.

В каждом блоке восемь занятий, которые содержат системную информацию о
материальной и духовной культуре эвенкийского народа. Итогом внедрения в
воспитательно-образовательный процесс кружка «Культура и быт эвенкийского народа»
является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в
сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства,
рисунки и т.д.
На занятиях дети знакомятся с хозяйственной утварью, одеждой, жилищем,
продуктами питания, транспортом; изучают географию родного края, его флору и фауну,
полезные ископаемые.
Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических
пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов,
легенд, приданий).
Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации
придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит
фантазию ребенка.
При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и
расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об
особенностях взаимодействия человека и природы.

Цель программы:
1. Создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом
ребенке на основе ознакомления с родным краем.
2. Воспитания интереса к жизни коренного населения, любви и уважения к его
культуре, природе.
3. Развитие в ребенке пытливого интереса к окружающему и фактам, как в области
естествознания, так и в области естественной жизни.
Задачи программы:
1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с
учетом принципа региональности.
2. Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте, культуре коренных
народов Севера.
3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный,
практический.
Наглядный метод – используется вовремя:






Наблюдений.
Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.
Экскурсий по родному городу, целевых прогулок.
Проведения дидактических игр.
Моделирования сказок.

Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе:








Чтения литературных произведений.
Бесед с элементами диалога.
Рассказа воспитателя.
Использования художественного слова, пословиц, поговорок.
Загадывания загадок.
Рассматривания наглядного материала.
Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод – используется, когда необходимо:







Организовать продуктивную деятельность.
Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).
Оформить выставки из меха и природного материала.
Изготовить персонажи к сказкам.
Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
Провести экскурсии различной направленности.

Принципы разработки программы:
1. Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования,
в том числе концепция модернизации образования.
2. Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на
занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация»,
«Развитие речи».
3. Региональность – учет природных особенностей Севера и культурных,
исторических традиций проживающего на его территории народов.
4. Научности – программа базируется на определенных исторических данных,
художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.
5. Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего
дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой»
краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного
города, края, достопримечательностей города, культурной жизнью, народноприкладным искусством и т.д.
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной эвенкийской культуре содействует воспитанию
человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной
народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя,
наследника богатой истории и культуры Северобайкалья, желающие внести свой
вклад в его развитие.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«Серебряное копытце»
hУРГУУЛИИН УРДАХИ hYPAЛСАЛАЙ МУНИЦИПАЛЬНА БЮДЖЕДЭЙ ЭМХИ
ЗУРГААН ХОЛИhOH TYXЭЛЭЙ ХYYГЭДЭЙ СЭСЭРЛИГ

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол №_____от__________2021г

Утверждено:
Заведующей МБДОУ
детский сад комбинированного вида
«Серебряное копытце» Зайцева Т.В.
____________________2021г

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Культура и быт эвенкийского народа»

Возраст обучающихся: 2-7 лет
Срок реализации: 36 часов.

Автор программы:
Воспитатель: Медведева Н.Г.

г. Северобайкальск
2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой отчет Серебряное копытце 2022-2023 уч. г..pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».