Аннотация к дополнительной образовательной программе по культуре и быту эвенкийского народа. Автор-составитель: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце», Медведева Наталья Геннадьевна (I квалификационная категория) Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ; Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО); Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Устав ДОУ; Положение о рабочей программе. И ряда методических разработок: Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание Лисенко О. - № 3 – С. 60 – 64.2009. ЮКТЭ – эвэдылтагивкал, гунмэкил, гунивкил – эвенкийские загадки, пословицы, поговорки и приметы. 2-е издание, дополненное Улан-Удэ Издательство «Бэлиг» Улан - Удэ - 2009 г. Авторская программа эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение культурных объектов; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа. Занятия программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для эвенка – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в зимнюю ночь и стужу. Эвенки бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова. И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить свой родной край и свою землю. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта. Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста приобщаю детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному и доброму отношению к представителям других культур. В свете современных событий в мировом обществе, когда существует агрессия и притеснения представителей одних наций другими, необходимо с дошкольного возраста прививать уважительное отношение к людям разных национальностей, через знания культуры, значимых ценностей, любовь к родному краю и гордость за его людей. Поэтому выбор и решение данной проблемы своевременно и актуально, тем более что тема направлена на расширение кругозора ребенка, способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры эвенков в процесс нравственного и духовного развития дошкольника, воспитывает проводника истинных ценностей, бережного и ответственного хранителя наследия своей и малой, и великой родины. Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный пласт – уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время положение изменилось. Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовнонациональное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Краеведение в образовательном учреждении является важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал детям дошкольного возраста в детском саду? Содержание краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Образовательная программа МДОУ «Серебряное копытце» не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного эмоциональнопознавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь. Занятия данной программы разработаны с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во второй половине дня, один раз в неделю. Курс рассчитан на один год обучения (в количестве 72-х занятий) и состоит из четырех взаимосвязанных блоков: 1. 2. 3. 4. История моего города. Кто Я? Мир вокруг нас. Коренные народы Бурятии. Мир вещей. В каждом блоке восемь занятий, которые содержат системную информацию о материальной и духовной культуре эвенкийского народа. Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Культура и быт эвенкийского народа» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д. На занятиях дети знакомятся с хозяйственной утварью, одеждой, жилищем, продуктами питания, транспортом; изучают географию родного края, его флору и фауну, полезные ископаемые. Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка. При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Цель программы: 1. Создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с родным краем. 2. Воспитания интереса к жизни коренного населения, любви и уважения к его культуре, природе. 3. Развитие в ребенке пытливого интереса к окружающему и фактам, как в области естествознания, так и в области естественной жизни. Задачи программы: 1. Формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности. 2. Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте, культуре коренных народов Севера. 3. Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и нравственных черт личности. Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод – используется вовремя: Наблюдений. Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов. Экскурсий по родному городу, целевых прогулок. Проведения дидактических игр. Моделирования сказок. Словесный метод – представляется наиболее эффективным в процессе: Чтения литературных произведений. Бесед с элементами диалога. Рассказа воспитателя. Использования художественного слова, пословиц, поговорок. Загадывания загадок. Рассматривания наглядного материала. Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров. Практический метод – используется, когда необходимо: Организовать продуктивную деятельность. Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.). Оформить выставки из меха и природного материала. Изготовить персонажи к сказкам. Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины. Провести экскурсии различной направленности. Принципы разработки программы: 1. Доступность – соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования. 2. Функциональность – расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи». 3. Региональность – учет природных особенностей Севера и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов. 4. Научности – программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению. 5. Адресованности – программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного города, края, достопримечательностей города, культурной жизнью, народноприкладным искусством и т.д. Ожидаемые результаты. Приобщение детей к национальной эвенкийской культуре содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Северобайкалья, желающие внести свой вклад в его развитие. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Серебряное копытце» hУРГУУЛИИН УРДАХИ hYPAЛСАЛАЙ МУНИЦИПАЛЬНА БЮДЖЕДЭЙ ЭМХИ ЗУРГААН ХОЛИhOH TYXЭЛЭЙ ХYYГЭДЭЙ СЭСЭРЛИГ Принято на заседании Педагогического совета протокол №_____от__________2021г Утверждено: Заведующей МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце» Зайцева Т.В. ____________________2021г Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Культура и быт эвенкийского народа» Возраст обучающихся: 2-7 лет Срок реализации: 36 часов. Автор программы: Воспитатель: Медведева Н.Г. г. Северобайкальск 2021 г.