Мониторинг готовности ДОУ к введению ФГОС дошкольного образования Направление мониторинга: педагогов к введению ФГОС ДО определить уровень готовности ОУ и Цель: выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов специалистов ДОУ при введении ФГОС ДО Задачи: - определение основных рисков введения ФГОС ДО в ДОУ - получение информации о готовности педагогических кадров ДОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО, в т.ч. на основе современных ИКТ-технологий , - выявление основных проблем, испытываемых руководителями и педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО, уточнение содержания запросов педагогов на необходимые информационные и научно-методические ресурсы, - выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС ДО, - определение основных направлений и форм методической поддержки специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО - разработка (корректировка) программ методического и нормативного сопровождения процесса введения ФГОС ДО и программ саморазвития педагогов. Основные критерии мониторинга: - принятие педагогом концепции изменений, производимых в системе методического и нормативного сопровождения на основе ФГОС ДО - наличие системы методического сопровождения специалиста ДОУ в процессе перехода на новые образовательные стандарты, условий включения в нее педагогов, работающих в ДОУ - соответствие уровня готовности педагогических кадров к введению ФГОС (в частности, уровень развития проектировочных умений, владение современными технологиями, реализуемые программы, использование современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.), - качество документации педагогов ДОУ (какие документы разработаны им и (или) используются), - соответствие материально-технического обеспечения ДОУ (группы) требованиям ФГОС ДО (в т.ч. методическая оснащенность педагогов), - уровень удовлетворенности результатами работы педагога родителями воспитанников, администрации ДОУ, - степень удовлетворенности педагога условиями труда, соответствие их требованиям ФГОС ДО. Сроки мониторинга: Участники мониторинга: - воспитатели разных групп ДОУ, - педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, учитель-логопед, медицинский персонал) , - руководитель ДОУ, зам. зав. по ВМР , - родителей воспитанников ДОУ. Мониторинг готовности ДОУ и педагогов ДОУ по введению ФГОС ДО проводится на основе заполнения имеющихся в приложениях к программе мониторинга: Приложение № 1 – Вопросник, заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ Приложение № 2 – Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО», заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ, Приложение № 3 – Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования ФГОС ДО» заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ Приложение № 4 – Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с ФГОС ДО» заполняют воспитатели и другие специалисты ДОУ , Приложение № 5 – Схему образовательных учреждений к руководитель ДОУ, зам. зав. по ВМР «Карта введению самоанализа готовности ФГОС ДО» заполняют Приложение № 6 – «Результаты анкетирования воспитанников» заполняют родители воспитанников ДОУ. родителей Приложение №1 Вопросник Уважаемые педагоги и руководители ДОУ, просим Вас ответы на предлагаемые вопросы дать в развернутом виде. Цели вопросника: 1. Выявление профессиональных затруднений руководителей, педагогов и специалистов в период перехода на ФГОС НОО. 2. Использование полученной информации для составления плана методической работы ДОУ на учебный год для устранения выявленных проблем. Ф.И.О ,должность участника мониторинга _____________________________________________________________________________ 1. Ваше отношение к введению ФГОС ДО. 2. Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС? 3. Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными? Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО? 4. Ваши пожелания по организации методической работы по введению ФГОС на следующий учебный год? 5. Оцените по трехбалльной шкале свою готовность к введению ФГОС, где: 0 – низкая готовность, 1 – готовность к решению отдельных задач, 2 – готовность к реализации задач ФГОС в полном объеме 0 1 2 Благодарим Вас за участие. Приложение №2 Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО» Уважаемые педагоги, просим ответить на предлагаемые вопросы! Ф.И.О, должность участника мониторинга _____________________________________________________________________________ №п/п Вопросы 1. Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии и образовательных результатах воспитанников? Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на материальнотехнических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении? Как вы считаете, какие положительные изменения произошли (произойдут) в образовательных учреждениях с введением ФГОС? Сформулируйте основные отличия ФГОС от федеральных государственных требований к ДО Перечислите основные требования к документации педагога ДОУ Как вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ДО? - воспитатель, - специалисты ДОУ - заведующий ДОУ - зам. зав. по ВМР, ст. воспитатель, методист ДОУ - руководитель МО в районе специалисты муниципального управления образования - родители воспитанников - иные лица (социальные партнеры, попечители) - представители органов контроля и надзора в образовании По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС? Оцените степень готовности в баллах от 1 до 5 Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете (можете испытать) ? Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить? На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. ответ 12. учреждение к введению ФГОС? Перечислите основные результаты вашей профессиональной деятельности на сегодняшний день Приложение № 3 Самоанализ Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования ФГОС ДО Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в профессиональной деятельности руководителя и педагога ДОУ в условиях введения ФГТ и ФГОС ДО Ф.И.О, должность участника мониторинга Предмет изменений Особенности планирования воспитательно - образовательной работы Особенности организованного обучения Цели и задачи воспитательнообразовательной деятельности Применяемые методики и технологии (обучения, воспитания, коррекции, развития детей) Формы НОД и ООД Характер взаимодействия с родителями воспитанников Роль образовательной среды ДОУ и группы в решении педагогических задач Результаты взаимодействия с воспитанниками, особенности их изучения и диагностики Деятельность педагога по ФГТ Деятельность педагога после введения ФГОС ДО Приложение № 4 Самоанализ Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с ФГОС ДО Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в деятельности воспитанников ДОУ в контексте ФГТ и ФГОС ДО Ф.И.О, должность участника мониторинга _____________________________________________________________________________ Предмет изменений Общая характеристика деятельности педагога и ребенка Особенности взаимодействия педагога и воспитанника Особенности деятельности педагога по адаптации ребенка в ДОУ Результаты воспитательнообразовательной, коррекционно-развивающей работы Оценка деятельности воспитанников Деятельность воспитанника по ФГТ Основные формы работы: Деятельность воспитанника о ФГОС ДО Основные формы работы: Используемые средства и материалы: Используемые средства и материалы: Роль педагога, специалиста: Роль педагога, специалиста: Роль воспитанника: Роль воспитанника: Приложение №5 Схема «Карта самоанализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ДО» Коллеги, просим Вас заполнить схему самоанализа, выбрав один из предложенных вариантов ответа ( 0 – отсутствует или представлено мало, 1- представлено частично, 2- представлено в полном объеме) по каждому показателю, критерию или индикатору. Просим суммировать общее количество полученных баллов. В каждой группе критериев следует также самостоятельно охарактеризовать текстом дополнительные условия – индикаторы, ответив на вопрос «Что ещѐ?» Ф.И.О, должность участника мониторинга _________________________________________________________________________________________________________________________ № п/п 1. Показатели Готовность администрации к нововведениям Критерии Индикаторы Управленческие условия Наличие опыта ДОУ является (являлось) базовой площадкой по внедрению инновационной инновационных процессов деятельности ДОУ является (являлось) экспериментальной площадкой по внедрению инновационных процессов ДОУ принимало участие в конкурсе инновационных учреждений ( проектов) ДОУ имеет опыт участия в иных конкурсных мероприятиях ( в т.ч. являлось получателем грантов) и т.п. Что ещѐ? Администрация Д ОУ Проведение педагогических советов, совещаний, конференций инициирует обсуждение и по проблемам готовности к реализации ООП на основе ФГОС проектирование Что ещѐ? нововведений Включенность Представители администрации ДОУ входят в состав рабочих администрации ДОУ в (проблемных, проектных) групп обсуждение, Личное участие администрации ДОУ в работе с субъектами проектирование и образовательного процесса (родители, педагоги, воспитанники) реализацию нововведений в части согласования требований к новому результату образования Личное участие администрации ДОУ в работе с внешними балл Наличие административной команды Наличие системы «обратной связи» 2. Участие родителей в управлении реализацией основной общеобразовательной программы Наличие системы государственно – общественного управления образовательной деятельностью 3. Управление процессом реализации основной общеобразовательной программы Внедрение инноваций в процесс реализации ООП в целях удовлетворения образовательных потребностей всех воспитанников заинтересованными сторонами (другие ОУ, в том числе ВУЗы, представители общественности и др.) в части согласования требований к новому результату образования Что ещѐ? Каждый член управленческой команды имеет четкое представление о своих задачах, ответственности и полномочиях в процессе нововведений Что ещѐ? В ДОУ имеется опыт мониторинга изменений В ДОУ разработаны свои способы (элементы) мониторинга изменений Что ещѐ? В ДОУ создан и работает Совет учреждения (управляющий совет, попечительский совет и т.п.) Совет учреждения ( творческая группа) принимал участие в разработке образовательной программы (еѐ части) Совет учреждения имеет возможность влиять на процесс реализации образовательной программы В ДОУ имеется опыт внедрения позитивных родительских (детских) инициатив Администрация представляет результаты деятельности ДОУ общественности Встречи с родителями имеют диалогический, конструктивный характер Что ещѐ? Образовательная программа ДОУ разработана (скорректирована) на основе информации, полученной в результате измерений, исследований, анализа результатов деятельности ОУ Члены административной команды готовы к гибким изменениям режимов дня (в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями воспитанников) Сайт образовательного учреждения является управления процессом реализации общеобразовательной программы ДОУ Что ещѐ? 1. 2. элементом основной Итого: Педагогические условия Уровень Владение педагогами Большая часть педагогов может создавать педагогические профессиональной современными ситуации с целью развития и коррекции уровня подготовки и компетентности технологиями организации развития воспитанников: гибко перестраивать свою педагогов образовательного процесса социальную и ролевую позиции; решать стихийные ситуации, выявлять, предупреждать и разрешать конфликты; применять способы физиологической и психологической разгрузки при создании благоприятного психологического климата Большая часть педагогов ДОУ владеет информационными технологиями и использует их в образовательном процессе Большая часть педагогов ДОУ владеет способами организации интерактивных форм обучения (диалог, дискуссия, проектирование, исследование, решение проблем, игры) и использует их в воспитательно-образовательном процессе Большая часть педагогов владеет способами организации разнообразных образовательных ситуаций и форм деятельности воспитанников ( НОО и ООД: экскурсии, путешествия, проект, мастерская, развлечение, исследование, эксперимент, выставка и др.) и использует их в образовательном процессе Большая часть педагогов владеет современными методами диагностики развития детей, использует их в образовательном процессе, в том числе для внесения корректировки в рабочие программы Что ещѐ? Условия профессиона- Поддержание и развитие Наличие в ДОУ системы повышения квалификации льного развития и компетентности педагогов Возможность участия педагогов в стажировках на базе других самореализации ДОУ, в иных формах профессионального педагогического персонала ДОУ общения 1. Образовательное учреждение является площадкой для проведения семинаров, мастер-классов, стажировок педагогов, в том числе из других ДОУ Что ещѐ? Система мотивации Педагоги вовлечены в процесс обсуждения, проектирования и педагогов к введению реализации нововведений инноваций в Педагоги активно участвуют в работе проблемных (рабочих, образовательный процесс проектных) групп, МО Что ещѐ? Система поддержки и В ДОУ регулярно проводятся творческие конкурсы педагогов развития педагогических («Лучшая методическая разработка», «Лучший участок ДОУ» и инициатив др.) В ДОУ имеется «Банк продуктивного педагогического опыта» Педагоги ДОУ представляют свой опыт на конференциях, семинарах, форумах В ДОУ разработана система морального и материального поощрения педагогов Что ещѐ? Итого: Организационно – содержательные условия Организация процесса Организация В ДОУ имеется опыт формирования индивидуальных учебных реализации ООП образовательного процесса планов для воспитанников ( по инициативе специалистов ДОУ в ДОУ обеспечивает или родителей) реализацию индиви- В ДОУ имеется опыт проведения занятий (обучающих и дуальных учебных планов воспитательных мероприятий) в других ОУ, в смешанных и образовательных группах и в различных формах (экскурсии, походы, пленэры, траекторий обучающихся экспедиции) В ДОУ имеется опыт учета в индивидуальных маршрутах воспитанников особенностей их образовательной траектории (учет художественной, музыкальной или спортивной, иной тематической деятельности в сфере дополнительного образования) В ДОУ имеется опыт использования систем дистанционного обучения, Интернета, ИКТ, ЭОР 2. Что ещѐ? Обеспечение реализации Программно - методическое Все образовательные области обеспечены методическими ООП разработками Методическая библиотека (в том числе электронная) постоянно пополняется с учетом развития науки и практики Что ещѐ? Дидактическое Мероприятия с детьми в рамках НОД обеспечены системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников в соответствии с их интересами, возможностями и социальной ситуацией развития В ДОУ имеются возможности использования воспитанниками ресурсов мультимедиа среды В ДОУ есть опыт использования электронных учебно наглядных пособий и оборудования Что ещѐ? Оснащенность Есть помещения, оборудованные современными ТСО, ИКТ образовательного процесса Имеются специализированные помещения, оборудованные в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО (физкультурный зал, библиотека, мастерские, изостудии, бассейн, кабинеты специалистов и пр.) В ДОУ имеется музей, кафе (столовая), фонотека, видеотека, медиатека и т.д. В ДОУ организована возможность доступа учащихся к компьютерным и информационным сетям (интернет) Что ещѐ? Итого: Общее количество баллов: Приложение №6 Результаты анкетирования родителей воспитанников групп, принимающих участие в инновационной работе Ф.И.О группа №______________________________________________________________ В анкетировании приняли участие: Дата проведения анкетирования: …….. чел/…… % родителей Мониторинг профессионально – общественного мнения относительно введения и реализации новых образовательных стандартов дошкольного образования 1. Основными источниками информации о ходе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для Вас являются (выберите не более трѐх вариантов ответа): а) воспитатель группы и (или) администрация образовательного учреждения Чел/ % б) родители других воспитанников группы детского сада в) печатные средства массовой информации ( газеты, журналы и т.д.) г) электронные средства массовой информации ( телевидение, радио и т.д.) д) Интернет-сайт ДОУ; е) другое (указать)__________________________________________________________ ___ 2. Можете ли Вы сформулировать основные отличия ФГОС ДО от федеральных государственных требований к дошкольному образованию до введения стандарта? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить Чел. / % 3. Учитывалось ли Ваше мнение при организации воспитательно-образовательной деятельности ( кружков, секции, клубов, общественно-полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении, в целом, при проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ( планировании воспитательно-образовательной работы с детьми на группе)? а) да б) нет 4. Какое Чел. / % участие Вы принимаете в реализации воспитательно-образовательного процесса в целом в ДОУ и в группе, которую посещает ваш ребенок? ( возможен выбор более одного варианта ответа)? Как взаимодействуете с педагогами ДОУ? а) присутствую на мероприятиях Чел. / % б) участвую в организации мероприятий, дополнительных занятий кружков, секций, в походах и т.д.; в) обеспечиваю создание нового «уклада жизни» группы и ДОУ ( совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, знаю функции специалистов ДОУ, поддерживаю традиции детского сада) г) участие не принимаю д) другое ( указать) 5. Кем Вы себя ощущаете в ДОУ ? Своѐ положение в системе отношений «детский сад-родители» Вы можете охарактеризовать как ( необходимо выбрать только один вариант ответа): а) мы можем совместно решать общие Чел. / % проблемы б) от меня ничего не зависит в) детский сад сегодня обязан обеспечить конкурентоспособное качество образования, и моя задача это контролировать 6.. Что изменилось в жизни Вашего ДОУ ( группы, которую посещает ваш ребенок) с введением нового ФГТ к дошкольному образованию? Улучшение материально-технической базы Чел. / % школы. Расширение сети кружков. Вовлечение родителей в образовательный процесс 7. Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС ДО произойдут положительные изменения в деятельности ДОУ и педагогов? а) да, Чел. /% б) нет, в) затрудняюсь ответить Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)